МБОУ "Гимназия №1 г. Никольское" Ленинградская область, Тосненский район
Войти

Родительский день

Жестокое обращение с детьми: что это такое?
Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приёмными родителями. Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие - это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:

· открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

· угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

· замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

· преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

· ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

· однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

· отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

· отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

Факторы риска:

· неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

· наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

· безработица, постоянные финансовые трудности;

· постоянные супружеские конфликты;

· статус беженцев, вынужденных переселенцев;

· низкий уровень культуры, образования;

· негативные семейные традиции;

· нежелательный ребенок;

· умственные или физические недостатки ребенка;

· «трудный» ребенок.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

· состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);

· особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);

· низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);

· отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);

Правовая защита ребенка от жестокого обращения и насилия в семье.
Международно-правовой запрет на применение в отношении ребенка насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения закреплен в ряде международно-правовых документов ООН и Совета Европы.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.) провозглашает в статье 5, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.
Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966г.) в статье 24 устанавливает, что каждый ребенок безо всякой дискриминации ... имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.10.1990г.) - документ, в котором мировое сообщество заявило о стремлении облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, - таких, как дети, подвергшиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях и подвергшиеся эксплуатации.
Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.) провозгласила, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип 9).

Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.) - основной международный правовой документ, защищающий ребенка от жестокого обращения, где дано определение понятия «жестокое обращение» и

Определены меры защиты:

Статья 6 предусматривает обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка.

В статье 16 говорится о том, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 19 дает определение понятия «жестокого обращения» и определяет меры защиты: государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

В статье 24 подчеркивается необходимость обеспечения мер по борьбе с болезнями и недоеданием, упразднения практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.

Статья 27 - о признании государством права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В статье 32 признается право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
Статья 34 - о государственной защите ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения и о необходимости принятия государством мер для предотвращения склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике; использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.

В соответствии со Статьей 37 государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Статья 39 обязывает государство принимать все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.
Декларация ООН «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» установила, что в случаях, когда родители не проявляют заботы о своем ребенке или она является ненадлежащей, то следует рассмотреть вопрос о заботе о нем со стороны родственников родителей ребенка, о передаче ребенка на воспитание в другую семью или об усыновлении или, в случае необходимости, о помещении ребенка в специальное учреждение (Ст.4)

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних требуют принять и обеспечить соблюдение законодательства, запрещающего жестокое обращение с детьми и молодыми людьми и их эксплуатацию, а также использование их как орудие в преступной деятельности (принцип 53) и провозглашают, что «никакой ребенок ... не должен подвергаться грубым или унижающим достоинство наказаниям в семье, школе, или в других учреждениях» (п.54).
Конвенция МОТ №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (подписана Россией в январе 2003 г.) к «наихудшим формам детского труда» относит все формы рабства и практику, сходную с рабством (продажа и торговля детей, долговая кабала, принудительный труд и т.д.); использование, вербовка или предложение ребенка для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений; использование, вербовка или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков; работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей (Ст.3).

В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,

УК РФ и др.

Конституция Российской Федерации, 1993 г. (с изменениями 9.06.2001 года)

Статья 17,ч.3 Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 21, ч.2 Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Статья 38, ч.2 Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Федеральный Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями 20.07.2000 года)

Статья 14 закона гласит, что жестокое обращение с детьми, физическое или психологическое насилие над ними запрещены.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 27.12.2000 года)
В статье 5 утверждено право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

Статьей 36 предусмотрено административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».
Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№120 -ФЗ от 24.06.1999 года) определяет понятие «безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц». К беспризорным детям закон относит безнадзорных, не имеющих места жительства и (или) места пребывания.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 2 января 2000 года):
Статья 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства. Статья 56 посвящена праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Такая защита должна осуществляться его родителями или лицами, их замещающими, а также органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Вместе с тем ребенок имеет право и на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей. Так, до исполнения ему 14 лет он вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства и другие организации по защите прав ребенка, а после 14 лет - в суд.

В соответствии со статьей 65 при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Семейный Кодекс предусматривает «лишение родителей родительских прав» (статья 69) или «ограничение родительских прав» (статья 73) как меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье.

Статья 77 предусматривает, что при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать его у родителей (одного из них). Данная статья предназначена для решения таких ситуаций, когда только возникает опасность для ребенка со стороны родителей. При этом неважно, наступили или нет негативные последствия такой опасности, главным является наличие ее признаков.

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми:

- за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и

в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)

- за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (№ 2202-1 от 17.01 1992года) наделяет прокуроров широкими полномочиями, направленными на защиту прав и свобод несовершеннолетних, в том числе в области защиты детей от жестокого обращения и семейного насилия. По выявленным фактам жестокого обращения с детьми принимаются меры прокурорского реагирования: приносятся протесты, вносятся представления, направляются иски в суды в защиту прав и законных интересов детей, выносятся предостережения.

Насколько комфортно ваш ребенок

чувствует себя в вашей семье?

Гимназия

Обучение детей с ОВЗ
Летний лагерь
Питание. Родительский контроль
Питание. Архив меню 2021-2023
Поступающим
Дистанционное обучение
Психологическая служба
Служба медиации
Методическая работа
Обучающимся
200-летию М.Ю.Лермонтова
Профориентация
Профессия учитель
Школа-профориентация.рф
Навигатор абитуриента
Проект «Билет в будущее»
Право и мы
Основополагающие документы
Твой возраст - твои права!
Температурный режим
Областной закон
Библиотека
Медиатека
Библиотека
Музей
Передвижные выставки
Походы
Наш край
Церковь
Районный литературный фестиваль
Положение
Работы команд
Результаты
Экзамены 2023/2024
Общая информация
О ГИА и ЕГЭ предметно. Документы
On-Line консультации
ОГЭ 9 класс
ЕГЭ 11 класс
ГВЭ
Итоговое собеседование (русский язык)
Итоговое сочинение (русский язык)
Подготовка к экзаменам
Абитуриенту
Всероссийские проверочные работы
Всероссийская олимпиада школьников
Функциональная грамотность
Безопасность
Дорожная безопасность
Безопасность Гимназии
Информационная безопасность
Нормативно-правовые основы ИБ
Нормативное регулирование
Педагогическим работникам
Обучающимся
Родителям
Безопасные сайты
Наши советы обучающимся
Телефон доверия
Интернет и Ты
Ученикам
Правила дорожного движения
Правила поведения на водоёмах
Алкоголь - вредный напиток
Опасно для интеллекта
Грипп
Как выбрать институт
Единый номер «112»
Берегите лес от пожаров!
Бытовой газ – правила безопасности!
Что делать во время грозы!
Пожары в многоквартирных домах!
Отправляясь в лес!
Гибель людей на пожарах!
Эвакуация из школы
Правила использования электробытовых приборов
Если ты оказался в заложниках
При обнаружении подозрительного предмета
Поведение при гололедах и метелях
Осторожно-ГАЗ!
Дети и спички!
Безопасный Новый Год
Будь осторожен с пиротехникой!
Пешеходу и водителю при гололеде
Любителям зимней рыбалки
Осторожно, сосульки!
Если вы провалились под лёд
01 марта все мирный день гражданской обороны
Стань добровольным пожарным!
Международный день спичек
Правила обращения с газовыми балонами
Что делать, если заблудился в лесу
Что делать, если загорелась розетка?
Пожар в подъезде
Купание в открытых водоемах
Тепловой и солнечный удар
Что делать, если тонет человек?
Правила безопасности на станции и вокзале
Профилактика наркозависимости
Антитеррористическая безопасность
Безопасность в сети Интернет
Здоровое питание школьника
Грипп и коронавирусная инфекция
Летние каникулы
Безопасность при катании на роликовых коньках, велосипедах, самокатах, скейтах
Зимний активный отдых
Действия населения при получении сигнала эксренного оповещения
Безопасные каникулы
Как защитить детей от мошенников
Наши советы родителям
Детский рэкет
Адаптация к школе
Родительский день
Интернет
Безнадзорный ребёнок
Свобода подростку
Профилактика педикулёза
Безопасность в каникулы
Безопасность на воде
Памятка для родителей при пожаре
СНЮС–первая помощь и профилактика
Безопасность 0+
Коронавирус! Как не заразиться!?
Безопасные каникулы
Признаки подростковой депрессии
Скажи жизни "Да!"
Программы родительского контроля
Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в участие в несанкционированных массовых протестов
Профилактика суицидального поведения
Полезная информация
Нормативные акты по ГО и ЧС
Воспитательная работа
Программа воспитания
Разговоры о важном
Россия – мои горизонты
Школьная форма
Досуг в школе
Акция "Нет курению!"
Акция "9 Мая"
Самый Большой Урок в мире
Экскурсии и поездки
Акция "Память о прошлом"
Масленица
Здоровый Образ Жизни
Без срока давности
Туристические сертификаты
Волонтерское движение
Школа развития
Книга Памяти
Коллектив "Сюрприз"
Экспертный совет
Добровольные пожертвования и целевые взносы
Справка
Помощь учителю
Полезные ссылки
Школьный Спортивный Клуб
Школьный театр
ДММЦ "Вместе!"
Центр "Точка Роста"
Общая информация
Документы
Образовательные программы
Педагоги
Материально-техническая база
Режим занятий
Мероприятия
Дополнительная информация
Обратная связь
ЦМ "Наставничество"
Управляющий совет
Закупки
Независимая оценка качества образования
Фотогалерея
Гостевая книга
Нормы ГТО
Условия обучения инвалидов
Семейное образование
ФГИС «Моя Школа»
Сферум
Служба социального педагога
Проектная деятельность
Школьный олимпиадный центр (ШОЦ)

Актуальный опрос

Устраивает ли вас качество питания в Гимназии?

да - 100%
нет - 0%
частично - 0%
в целом устраивает - 0%